Античный период: естественный и элитарный взгляды на «сиськи»

<< Часть вторая

Сиськи в культуре человечества (Часть третья)

Биологическую целесообразность палеолитического идеала показал Иван Ефремов в романе «Лезвие бритвы». Там же он привел критику тенденции изображения субтильных женщин с «мальчишеской» фигурой в искусстве 1-й половины XX века. Подобные противоестественные тенденции в искусстве возникают в соответствии с законами диалектики и принципами исторического материализма.

Распад единого представления об идеале «сисек» на два противоположных представления связан с распадом общества на антагонистические классы, что хорошо демонстрируется разницей между эстетическими идеалами в восточных деспотиях и ранних республиках. Возьмем в качестве примера Египет и Элладу.

В Египте, где правящий дом (семья фараона) устанавливал колоссальную дистанцию между собой и подданными, от искусства требовали показать яркое отличие аристократа от простолюдина. В аристократическую эстетику была возведена противоестественность. Идеалом стала женщина с тонкой талией, маленьким задом, широкими плечами и плоской, практически не заметной грудью. Так Нефертити – египетский идеал красоты — субтильная женщина с
«мальчиковой» фигурой, практически без признаков пола.

Искусство Эллады с ее демократическими традициями, не ставило перед собой задачу резко отделить аристократию от народа, поэтому здесь мы видим более
естественный идеал, называемый «микенским». Афродита-Венера, символ женской привлекательности, изображалась с развернутыми плечами (подчеркивавшими прямую осанку), широкими бедрами, и относительно тонкой талией. На классических скульптурных образцах, при росте 164 сантиметров, окружность ее груди составляет 86, талии — 69, а бедер — 93. Эллинская оценка женской красоты обращала больше внимание не на грудь, а на бедра и тазовый пояс, отсюда один из титулов Афродиты: «каллипигос» (букв. прекраснозадая).

Современный «модельный» идеал обычно характеризуют соотношением 90 – 60 – 90 при росте 175, т.е. с точки зрения современного модельера, Афродита слишком приземиста, у нее маловата грудь, толстовата талия и слишком широки бедра. Модельер палеолита, со своей стороны, сказал бы, что у Венеры хороший рост, но «девчоночья» фигура. Бедра слишком узкие, живот плоский, а не выпуклый, и грудь недостаточно вытянута. Тем не менее, в целом он бы Венеру
одобрил — и в этом был бы солидарен с современным европейцем (немодельером).

Идеал модельеров является элитарным и искусственным (как и в древнем Египте) и не отражает реального общественного идеала. Вытянутая фигура с гипертрофированными «сиськами», патологически зауженной талией и ужатыми бедрами выполняет ту же функцию элитарного идеала, что и «мальчиковые» фигуры в древнем Египте. Народу такие нездоровые и противоестественные «идеалы» не нужны.

Продолжение: Сиськи в культуре человечества. Часть четвертая.

comments powered by HyperComments